Изготовление народной куклы
Тема : Изготовление народной куклы.
ЦЕЛЬ:
– Познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;
– Научить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, на примере изготовления куклы – мотанки;
– Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
– Развивать образное мышление, творческие способности.
оборудование: образцы изделий, иллюстрации; фотографии национальных костюмов, карты инструкций по изготовлению куклы.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: лоскуты ткани, нити разного цвета, кружево, тесьма, синтепон, деревянные палочки, ножницы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
- Организационный момент
– Здравствуйте, ребята!
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра, для этого скажем друг к другу такие слова: Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
– Если будет трудно – я вам помогу.
- II. Изложение новой темы
Откуда к нам пришла кукла?
Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилье, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце то же не всегда было ласковым к человеку и земле. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнем деревья, разрушал жилье. И человек задавался вопросом: «А кто все это делает?» И нашел для себя ответ: «Конечно, это были выше и мощнее существа – боги». И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог (бог огня), Даждьбог (бог солнца), Макошь (бог воды, земли, семейного очага и рукоделия), Перун (бог грома и молнии), Стрибог (бог ветра) и другие. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.
Наверное, это и были первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь древних людей.
Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.
Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву различных кукол-чучел, у которых были свои имена: Морено, Купало, Ярило и т.д. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры, а затем “отдавали” богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям и т.д. А вместо них просили здоровья, урожая, любви.
Тряпичных кукол начинали «вертеть» с пяти лет. Такие куклы были в любой крестьянской семье, в некоторых домах их насчитывала до сотни. Куклы делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Кукла-оберег изображала человека, она была партнером в игре, учила понимать внутренний мир человека. На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы.
– А какие это были материалы, как вы думаете?
Ответы учащихся.
– Совершенно верно.
Для костюма куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани. Желательно использовать ситец, лен, сатин мелких расцветок. Эти ткани удобны в раскрое, не тянутся, легко склеиваются и сшиваются.
Показ образцов тканей
Современному, особенно городскому, человеку сложно представить быт и традиции села. С одной стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой – общеизвестные веселые деревенские праздники, которые были приурочены к церковным датам. В народном сознании уживались христианские праздники, а также древние языческие приметы и обряды. Сельские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала и кукла. Она была понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.
По определению В. Даля «Кукла – сделанное из тряпья, кожи, бумаги, дерева и др. подобие человека, а иногда и животного ».
Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления кукол из лоскутков ткани. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы делали безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По старинным поверьям, кукла с лицом как бы смотрела в душу и могла навредить ребенку, его сглазить. Поэтому, безликая кукла была одновременно и оберег.
У каждой хозяйки в доме в “красном углу” была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким “веником-куклой “выметала сор из избы”- из-за которого ссоры в доме.
Я расскажу о некоторых названиях кукол, они были очень просты и наивны.
Самые первые куклы (как давно это было – я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. “Баба” передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте был снова очаг, уютный дом.
Известна еще одна очень древняя история. Когда женщина остригала свои волосы, то она собирала их в небольшой мешочек и делала куклу, когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Так же были куклы, которые женщина давала мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что они охраняет мужчину и напоминает о доме. Самая распространенная детская игровая кукла – “стригушка”. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях, в нее вплетали лечебные травы. Играя, ребенок вдыхал запах травы, что оказывало лечебное действие.
Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства – это “вепсская кукла” в некоторых районах Руси, она называлась капустка или рванка. Делалась из старых вещей матери, без использования ножниц и иглы, для того чтобы жизнь ребенка была не “резаная и не колотая”, кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла “десятиручка” помогала девушке или молодухе в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
Самая простая кукла, которая использовалась для детских игр, делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным.
Кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.
Для новорожденного с матерью делалась кукла “младенчик-пеленашка”. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные – от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. – все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.
Простая на вид кукла – младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации. Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). В основе правил изготовления. Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая деталь – голова, Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую, потешку уже могла делать любая девочка.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготовляемые в семье — обереги, они оберегали человека от несчастья. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный — это само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия; желтый — тепло, младенчество; зеленый — здоровье, молодость; синий — высокие помыслы и духовное общение; черный — сила, власть, богатство, крепкая семья. Мама или бабушка собирали мягкие и яркие лоскутки.
Мы сегодня постараемся сделать куколку-закрутку. Помните, что по ней судят о вкусе и мастерстве хозяйки. В работе совершенно не используются иголка — только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной ниткой.
III. Практическая работа
Любимой и запоминающейся всегда была и будет только та кукла, сделанная своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Как вы думаете, отличается современная кукла от рукотворной? Если “да”, то чем?
Ответы учащихся.
Вот и пришло время приступить к работе. Обратите внимание, сначала делаем тулово, затем головку, ручки, кофточку, и наконец повяжем платочек, юбочку и фартучек.
После повторения Т.Б. при работе с инструментами и тканями, преподаватель показывает этапы выполнения куклы.
IV. Итог урока.
Вы сегодня прекрасно потрудились. И результатом вашего труда стали вот такие замечательные куколки, а ещё вы узнали много интересного из истории появления игрушек.
– А сейчас каждый оцените свою работу на занятии сегодня. Похлопайте в
ладоши кому сегодня все удалось. Теперь похлопайте те, кто испытывал затруднения.
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Убираем рабочие места.
– Спасибо. До свидания!