logo
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Новоселицкая детская школа искусств»

Режим работы учреждения:
ПН-ПТ: 08:00-20:00
СБ: 08:00-15:00
Выходной: ВС

«Основные виды ручных швов. Выполнение ручных швов»

04.04.2023

Разработала: преподаватель   декоративно-прикладного отделения

МБУДО «Новоселицкая  детская школа искусств»

Говорова Ирина Владимировна

 

 

Цель: изучение ручных швов.

Задачи:

Предметные:

– познакомить с простейшими ручными швами и строчками,

– научить выполнять ручные швы;

– развитие мелкой моторики рук и внимательности.

Личностные:

-развивать информационную, коммуникативную, практическую компетентности, самоорганизацию, самообразование.

-соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;

-воспитывать любовь к народному творчеству и культурному наследию своего народа, терпение, трудолюбие, аккуратность, внимание;

-развивать творческое мышление, воображение и прививать навыки работы;

Методы, применяемые на занятии:

– словесные-рассказ, беседа;

– наглядные-демонстрация образцов швов и приемов работы;

– практические;

– игровые;

– репродуктивные.

Возраст обучающихся: 9 лет

Форма занятия: групповая

Тип занятия: комбинированный

Используются информационно-коммуникационная и здоровьесберегающая педагогические технологии с использованием режима динамической смены поз, упражнений на зрительную координацию.

Оборудование и материалы:

Для педагога: демонстрационный материал, образцы ручных швов.

Для обучающихся: лоскуты х/б ткани, нитки, ножницы, линейка, карандаш.

План занятия:

1.Организационная часть – 1 минута

2.Эмоциональный настрой – 1 минута

  1. Изложение нового материала – 6 минут
  2. Выполнение швов – 15 минут.

5.Физминутка – 4 минуты.

  1. Выполнение швов – 15 минут.

7.Подведение итогов – 3 минуты.

Ход занятия:

1.Организационный этап:

-приветствие.

  1. Подготовительный этап:

– сообщение цели и темы занятия;

– проверка готовности к занятию (у детей на столе лоскуты х/б ткани, нитки, ножницы, линейка, карандаш);

3.Изложение нового материала.

Тема сегодняшнего  нашего с вами урока «Ручные швы». К ручным относятся операции, которые выполняют руч­ной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удале­нию из деталей или изделия стежков временного назначения. Умение шить приучает к аккуратности, усидчивости и да­ет ощущение удовлетворения достигнутыми результатами.

Инструменты и приспособления

К инструментам для выполнения ручных работ относятся ручные иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента.

К приспособлениям — манекен, лекала, колышек, булавки, резец, линейки, угольники.

А теперь я расскажу вам об истории появления наших помощников: иголке, булавке, ножницах, наперстке, утюге.

История об игле. Иголка — настолько привычный предмет, кажется, что она была всегда. И правда,это самое-самое древнее изобретение человека, игла даже старше колеса. Что появилось раньше – иголка или одежда? Многие удивятся: разве можно сшить одежду без иголки? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Тогда же осколками твёрдого камня высверливали ушки, получались иглы.В нашей стране также присутствует история швейной иглы, указ, предписывающий начало производства швейных игл, впервые издал Петр I., правда «занесли» иголки на территорию Российской империи, еще в конце XVII века. С тех далеких времен и до настоящего времени производят иглы в Рязанской области, на тех же самых фабриках. К настоящему времени, несмотря на то, что игла прочно вошла в хозяйский быт каждого дома или квартиры, о ней до сих пор ходят легенды и всяческие домыслы, типа того, что нельзя иглу подбирать на улице, нельзя шить на себе или нельзя в руки брать чужую иглу и т.д.

История напёрстка. Однажды одного безымянного портного, исколовшего себе пальцы, осенило, и был изготовлен первый напёрсток. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков

История ножниц. В старые времена, когда была необходимость что-нибудь разрезать, брались за нож. Но приблизительно три с половиной тысячи лет назад, кто-то соединил ручки двух ножей. Получились первые ножницы. Со временем ножницы совершенствовали, придавая им затейливые формы.

История о булавке. Самыми древними родственниками булавок были шипы роз. Не случайно слово «булавка» произошло от латинского «шип» и «колючка». Делали булавки из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь часто булавки использовались как украшения.

История об утюге. С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для целей был изобретен утюг, который прошел все стадии эволюционного развития – от слегка обработанного булыжника, которым придавливали влажное белье, до современного электрического агрегата с вертикальным отпариванием и регулируемой мощностью.

Во время выполнения ручных работ нужно следить за правильной посадкой. Напоминаем, что неправильное по­ложение корпуса (туловища) вызывает усталость, снижает ра­ботоспособность, а также приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение и т. д.

Правила безопасной работы при выполнении ручных операций.

1.Что нужно сделать до начала работы:

  • сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;
  • положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

2.Что нужно делать во время работы:

быть внимательной;

  • надевать наперсток на средний палец рабочей руки, чтобы не уколоть его;
  • вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
  • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направ­ленными от себя;
  • передавать ножницы кольцами впереди только с сомкну­тыми лезвиями.

3.Что нужно сделать по окончании работы:

После окончания работы детали, изделие, инструменты и приспособления складывают, рабочее место убирают.

  1. Выполнение ручных швов.

Прежде чем изучить ручные швы надо, правильно научится  вдевать нитку в иголку  и делать узелок. Сейчас я вас познакомлю с секретами иголочки, и мы с вами научимся правильно отрезать нитку, вдевать в ушко иголочки и делать узелки.

Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не пугается, не скручивается.
Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.

Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце: конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажимают нитку с нитками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая ногтем большого пальца.
Нужно сказать, что первоклассные портнихи считают, что закреплять нитку на ткани необходимо иначе, без узелка, так как даже небольшой аккуратный узелок нередко при строчке на машинке попадает под иглу и застревает в машинном шве, откуда его трудно удалить. Кроме того, на тонких прозрачных тканях узелок может просвечивать в подшивке и отпечатываться под утюгом.
Иначе говоря, опытные мастерицы узелок не любят и закрепляют нитку так: ткань прокалывают с лицевой стороны на изнаночную и через 2—З мм выводят иголку на лицевую сторону — первый стежок образовался на изнанке, а «хвостик» остался на лицевой стороне. Затем первый стежок прошивают поперек вторым и после этого нитку туго затягивают. Потяните за нитку — и вы убедитесь, насколько прочно она закреплена.

 

 

 

 

 

 

 

 

На рабочем месте должны находиться только обрабаты­ваемые детали, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной работы. Всю работу следует выполнять на столе, обрабатываемую деталь держать перед собой.

Выполнение ручных стежков и строчек.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Стежок – это часть строчки между двумя проколами иглы.

Длина стежка – это расстояние между началом и концом стежка, оно равно сумме длин нитки и промежутка между проко­лами иглы на лицевой стороне материала.

При изготовлении швейных изделий применяют различ­ные ручные стежки и строчки.

Процесс выполнения ручных швов состоит в том, что иглу с ниткой вводят в ткань и через определенный промежуток выводят из неё. Швы в зависимости от их назначения бывают:

  1. соединительный, который скрепляет детали ткани вместе.
  2. закрепляющий, который предохраняет края ткани от осыпания.
  3. отделочные, которые необходимы для украшения изделия.

Все ручные швы можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед – это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).

Для выполнения ручных швов временного назначения используют нитки контрастные по цвету к используемой ткани.

Начнем с основных ручных швов.

Шов «вперед иголку»,или сметочный, считается самым простым. Им временно соединяют участки ткани. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной стороне — одинаковой длины…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шов «назад иголку». Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку. Но на изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Потайной шов .  Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшит подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.
Возьмите кусочек светлой ткани размером 20х20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предыдущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.
Маленькая подсказка: чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Физкультминутка. Ребята, вы наверное устали сидеть сейчас мы проведем физкультминутку.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо)

Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук)

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для тренировки зрения.

  1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
  2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
  3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  4. Фиксация взгляда на кончике носа.
  5. Моргание

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

  1. Выполнение ручных швов.

Крестообразный шов – «козлик». Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отступив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

          Петельный шов . Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подведение итога.

Все вы хорошо потрудились. Умение шить приучает к аккуратности, усидчивости и да­ет ощущение удовлетворения достигнутыми результатами. А теперь, подведем итог:

– Какие операции относятся к ручным работам?

– Что такое строчка?

– Что такое стежок?

– Что такое длина стежка?

– Какие ручные швы вы научились выполнять?

– Вам понравилось занятие?

– Что интересного вы узнали?

На сегодня наше занятие закончено, спасибо за работу! До новых встреч!